Если вы откроете свой телефон и залогинитесь в Instagram-аккаунт прямо сейчас, когда я пишу этот пост, то увидите нечто такое:

Instagram android Nexus 5
Скриншот сделан на Nexus 5
Я знаю, что вы подумали. Ну и что, верно? Я хочу обратить ваше внимание на вот это:

Instagram bottom menu

Видите?

Если вы — один из миллионов постоянных пользователей Instagram, вы заметили появление этой иконки в интерфейсе Instagram в конце 2016 года. Добавление прошло довольно бесшумно, но постоянный пользователь точно заметил.

Заметил, но по привычке пролистнул. В конце концов, эта иконка выглядит довольно непримечательно. Ничего особенного.

Но опять же, что с этого?

Я бы не писал так, если бы реально не считал это такой невзрачной, почти незаметной переменой. И я уверен, это будет большой урок в продуктовом и UX-дизайне.

Чтобы понять всю значимость этого изменения, мы должны заглянуть в прошлое. Прошлое Instagram, оно такое. Я упростил его для вас ниже:

Instagram

Кратенько о http://greatappstimeline.xyz/instagram/

А сейчас, давайте разберем эволюцию иконки в центре навигационной панели внизу каждого экрана.

Instagram кнопка навигационной панели

Что вы видите?

С момента ее появления в 2010 году и вплоть до 2016, в Instagram всегда была иконка в виде камеры посередине навигационной панели.

Конечно, она прошла некоторые косметические шлифовки, но это всегда был значок фотокамеры. На самом деле, логотип Instagram (вместе с ее преображениями на протяжении многих лет) — и есть та самая камера. Любой, кто видит ее и хотя бы немного знаком с популярными потребительскими приложениями, скорее всего, ассоциирует эту иконку с Instagram.

Instagram придавал значение акту съемки фото и обмена ими с сообществом такое большое значение, что сделал камеру сердцем всего интерфейса приложения. Иконка фотокамеры всегда была в середине навигационной панели, и почти всегда была эстетически прорисована так, чтобы привлекать внимание пользователя.

В 2010 и 2011 годах она была больше по высоте, благодаря чему иконка Photo/Share (Сфотографировать/Поделиться) выделялась среди других элементов навигационной панели.

С 2012 по 2015 высота снова стала такой же, как у остальных иконок, но ярко синяя подсветка создавала нужный контраст с другими иконками.

2016-й был годом первого редизайна, когда Instagram решил отойти от всей лишней эстетики и сделать простой, минималистичный, почти монохромный дизайн. Иконка камеры осталась, но уже не привлекала особое внимание к себе.

Примечание: это может быть связано с фактом, что Instagram стал ориентироваться больше на тех, кто хорошо знаком с обменом фотографиями с сообществом, и им уже не нужно подсказывать пользователям нужные действия. Это справедливо, если опираться на ментальные модели поведения большинства людей. И пока Instagram может похвастаться своей аудиторией в 600 миллионов активных пользователей, в мире остается еще около 6.4 миллиарда людей, НЕ пользующихся Instagram. И игнорировать то, как эти люди могут интерпретировать и использовать приложение, довольно опасно для долгосрочного роста.

И вот, без явной огласки в конце 2016 года Instagram решил отказаться от своей традиционной иконки в виде камеры и заменить ее… этим:

Instagram иконка добавления фотографии

Знаком плюс.

Камера всегда представляла картинки и действие расшаривания, а по новой иконке почти невозможно догадаться, к чему она побуждает. Она лишена характера и эмоций (более ранние версии с камерой внушали некое чувство ностальгии по старым временам) и побуждала к… добавлению? Что значит плюс в контексте Instagram?

И хотя это выглядит как незначительная, простая замена, что-то подсказывает мне, что это не так уж и незначительно.

По сути это может быть самый большой шаг в истории Instagram.

Для дальнейшего объяснения мне нужна популярная иллюстрация UX-айсберга.

UX-айсберг
UX-айсберг, вдохновлен классикой Элементов User Experience Джесси Джеймса Гаррета.
Если вкратце, UX-айсберг демонстрирует точку зрения, что детали цифрового продукта, лежащие на поверхностном уровне. То, что люди видят и с чем взаимодействуют (вебсайты, приложения, цифровые визуальные интерфейсы разного типа) — это только верхушка гигантского уровня сложности, лежащего под всем этим. Вне поля видимости пользователя.

Джесси Джеймс Гаррет, человек, который популяризировал концепт 5 плоскостей UX в своей классической книге, Элементы User Experience, который потом привел к модели айсберга, говорит следующее об этих уровнях сложности:

Этот чистый, аккуратный опыт взаимодействия (с цифровым продуктом) на самом деле является результатом целого ряда решений. Некоторые из них мелкие, другие более крупные — о том, как выглядит цифровой продукт, как он себя ведет, и что он позволяет вам сделать. Эти решения строятся друг над другом, информируя и влияя на все аспекты UX. Если мы снимем поочередно эти слои, мы начнем понимать, как эти решения принимаются.

Дизайнеры принимают стратегические решения, которые затем формируют решения по сбору требований и аналитике, а эти решения в свою очередь формируют функционал и сценарий продукта, которые определяют структуру самого продукта, и в конечном итоге формируется визуальный дизайн, который и видит пользователь.

Чем глубже мы идем под поверхность айсберга, тем менее понятными для пользователя становятся решения, принятые продуктовыми дизайнерами. Они могут только доверить дизайнерам делать свою работу.

Пользователю обычно доступен только поверхностный визуальный уровень продукта, и им неясно, что лежит под поверхностью. Продуктовые дизайнеры, с другой стороны, ответственны за то, чтобы весь айсберг / все плоскости UX были согласованы в единое целое. Дизайнерам продукта доступна перевернутая картина UX-айсберга.
Возвращаясь к Instagram, замена иконки камеры на довольно скучно выглядящую иконку Add (добавление, за неимением лучшего описания) — это не просто стандартное обновление интерфейса.

Предположив, что главы и дизайнеры продукта в Instagram знают, что они делают (что довольно справедливое предположение, учитывая, как далеко они зашли), можно смело сделать вывод, что их изменения в UI нераздельно связаны с серией решений, принятых на всех уровнях до самого дна айсберга, в рамках общей стратегии компании.
Другими словами, это намек на то, что впереди нас ждет еще много новостей.

И они придут.

Только в 2016 году вышли следующие изменения в Instagram:

  • Новая иконка приложения
  • Алгоритмический порядок фото в фиде вместо хронологического
  • Эстетический редизайн целого приложения
  • Запуск конкурента Snapchat, Instagram Stories
  • Запуск Instagram Live по аналогии Periscope

Для приложения, которое было изначально точно заточено под мобильные фотографии, кажется, что Instagram агрессивно пытается внедрять инновации, растить свое присутствие в новых сферах (по иронии, копируя другие продукты).

Я считаю, что эта незначительная замена иконки в панели навигации была не такой уж незначительной. Для меня это диссонанс. И если бы это новшество сопровождалось активной оглаской со стороны Instagram, мы бы услышали примерно следующее:

Внимание, дорогие пользователи! Мы рады проинформировать вас, что Instagram — это уже не просто приложение для обмена фотографиями. Вы все еще можете делать это! Но это не все, что мы предлагаем. Мы можем гоооораздо больше, включая обмен видео, запуск прямых эфиров, фото-историй и многое другое! Только подождите немного! И, кроме того, многие из вас, возможно, даже не заметили, как теперь выглядит наша традиционная иконка фотокамеры, хаха!

В конечном счете, Instagram всегда был нацелен на обмен моментами и воспоминаниями с другими. И вряд ли эта высокоуровневая стратегия сильно изменится в будущем!

Но ожидайте в будущем больших перемен в плане механизмов подачи этих самых моментов и воспоминаний. Потому что Instagram дал сигнал, что отныне он опирается не только на фото.

Это крошечное изменение интерфейса как будто предвестник самых больших и значимых изменений в UX со времен основания Instagram.